"Сааб" (Saab, Svenska Aeroplan Aktiebolaget) - шведская компания, специализирующаяся на выпуске легковых и грузовых автомобилей. Принадлежит концерну «Дженерал Моторс». Штаб-квартира находится в Тролльхеттане.
Предприятие Svenska Aeroplan Aktiebolaget (коротко: SAAB) было основано в 1937 г. для строительства боевых самолетов. После Второй мировой войны спрос на истребители упал, и группа авиаинженеров во главе с Гуннаром Люнгстремом (Gunnar Ljungstreм) переключилась на народные авто и летом 1946 года выдала первый прототип – 92. Скромный двухцилиндровый двухтактный двигатель сочетался с аэродинамикой и эффектностью концепта. Доработанная конструкция 92 в декабре 1949 г. пошла в серию. Оснащены первые автомобили были двухпоршневыми двигателями типа DKW, которые позже были заменены на более мощные двигатели.
Saab 92
Начало пятидесятых шведы потратили на упорную «шлифовку» своих детищ, увеличивая задний обзор, багажник и количество цилиндров с двух до трех. В 1952 году запускается в производство первый модельный ряд больших спортивных «Саабов», состоящий из двух модификаций: Saab Standart 92 и 92 DeLuxe. В 1955 у новой модели Saab 93 появляются бескамерные шины и новый 3-цилиндровый двигатель. Уже в 1954 г шведы замахнулись на кузов из стеклопластика для своей новинки Sonnet, претенциозного дорогого спорткара, и на треке поразили специалистов скоростью в 210 км/ч.
Saab 93
1956 год стал прорывом в Америку, а в начале 60-х пробил час гоночных побед: Эрик Карлсон три года подряд — в 1960, 1961 и 1962 — побеждал на модели Saab 96 в британском этапе чемпионата мира по ралли, а в 1962 и 1963 годах — на ралли в Монте-Карло.
Saab 96
Saab в каждой модели умудрялись предложить что-то необычное – от ударопрочных балок в дверях до подогрева сидений. Только к концу 60-х автоавиаторы перешли на четырехцилиндровый двигатель Ford V4 (тогда же в дизайне шведы начали сотрудничать с итальянской Lancia).
Уже в 60-х упрямые «мордочки» Saab 96 и стремительные силуэты Sonnet хорошо запоминались, но настоящий расцвет марки начался в 70-х. Новое поколение 5-местных хетчбэков Saab 99, представленное в 1967 году и позже плавно переродившееся в SAAB-900, превратилось в настоящий культ.Это была машина «не как все» – неправильная, угловатая, но симпатичная. Позднее, в 1979 г. успешный 99 стал базой для довольно дорогого 900, рассчитанного на оригиналов со средствами.
Saab 99
После 1971, когда Стиг Бломквист (Blomqvist) победил на двух этапах мирового первенства в ралли на той же модели Saab 99, интерес компании к выпуску спортивных автомобилей угас и за исключением Saab Sonett II, двухместной модификации, предназначенной исключительно для американского рынка, компания не выпустила ни одного спортивного автомобиля.
Saab Sonett II
С 1968 «Сааб» объединился с производителем грузовых автомобилей фирмой Scania—Vabis («Скания—Вабис»). В 1989 году «Дженерал Моторс» приобретает контрольный (50%) пакет акций компании «Сааб», дающий корпорации еще один выход на европейский рынок.
Saab 9000
Новым витком «дорогой» политики марки стал Saab 9000 – сдержанно-стремительная крепость для яппи «не как все». Кузов, удивительно соединивший черты спорткара с бизнес-машиной, был сработан итальянцем Джуджаро. Saab 9000, разработка концепции которого закончилась в 1984, знаменовал собой новый этап смены вех. В 1997 на Северо-Американском международном автосалоне в Детройте была представлена новая версия модели Saab 9000 — Saab 9-3. В том же 1997 компания представила совершенно новый Saab 9-5, работа над которым началась в 1993.
Saab 9-3
Стив Шеннон, исполнительный директор американского отделения компании сообщает, что на 2009-2012 гг. запланировано появление нового модельного ряда Saab 9-5 на длиннобазной версии платформы GM Epsilon с конфигурацией под передний и полный привод и ряд различных моторов с турбонаддувом.
Saab 9-4X
К тому же времени Saab планирует представить среднегабаритный кроссовер 9-4X, по размерам занимающий место между BMW X3 и X5. Затем компания рассчитывает вывести на рынок компакт класса "премиум", который бы расположился в модельном ряду марки ниже 9-3 и получил имя 9-1. Шэннон отмечает, что пока неясно, будет 9-1 иметь трехдверный кузов или же пятидверный, однако определенно на настоящий момент то, что модель получит дизайнерские решения концепта Aero X.
Современные автомобили «Сааба» представляют собой образец «скандинавского дизайна» с его элегантной простотой. Аэродинамичность линий делает машины компании узнаваемыми в современной «толпе». Другая отличительная черта этих «умных» машин — максимальное удобство и простота управления. Хотя каждый раз кажется, что больше удобств в массовом автомобиле придумать невозможно, дизайнеры фирмы каждый раз ошеломляют потребителя.